Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты

Авторский блог Георгия Давыдова

После долгого перерыва работает сервис по электронной оплате услуг на нашем сайте (21.05.2012)
Уважаемые подписчики БТИ и пользователи нашего сайта! С 11 марта 2012 г. восстановлена работа сервиса по электронной оплате Ваших заказов через систему интернет-платежей "Робокасса". Приглашаем Вас активнее использовать удобную форму доступа к нашим услугам.

Ответы на вопросы О.В. Лукьяновой - 4 (20.05.2011)
Уважаемая Ольга Вениаминовна!
Предлагаю Вашему вниманию ответы на Ваши вопросы.
Можно ли свести наш диалог лишь к одному моменту (я напишу, а вы прокомментируйте – вы с этим согласны или все-таки нет?)
ответ:
Я допускаю, что мои комментарии кажутся излишне подробными, однако причина этого в том, что понятия (лица, отношения, рынки, обязательства, права, ответственности и т.д.), которыми пользуются все подряд, и которые кажутся всем «интуитивно ясными», на самом деле не имеют в настоящее время единых общепринятых толкований. В частности, такие понятия, как «оператор подвижного состава», «оператор везет (перевозит)». Даже такие понятия, которые имеют определения в законах (например, «перевозка» и «перевозочный процесс»), многими трактуются вольно и по-разному. Отсюда и в... (читать далее)

Ответ на письмо О.В. Лукьяновой - 3 (19.05.2011)
Уважаемая Ольга Вениаминовна!
Хотя в Вашем последнем сообщении содержатся не вопросы, а утверждения, я все-таки счел необходимым на Вашу точку зрения откликнуться.
Вы пишете: «Время доказало, что РЖД не может эффективно обеспечивать потребности грузоотправителей в перевозке и замыкать все на этом перевозчике неверно. Пусть даже именно и только эта структура имеет все возможности организовать перевозку. Так, переданным в распоряжение парком полувагонов ПГК ЦФТО управляется весьма странно – договоры на подачу полувагонов ПГК заключаются ЦФТО подчас не с грузоотправителями, а с посредниками, которые и будут впоследствии подавать вагоны ПГК реальным грузоотправителям».

Практика, о которой Вы пишете, не соответствует, а прямо противоречит поведенческим условиям, которые ... (читать далее)

Ответы на вопросы Лукьяновой О.В. - 2 (16.05.2011)
Уважаемый Георгий Ефимович! Получается, что вы согласны с точкой зрения РЖД о том, что только данная организация должна получать заказы на перевозку от грузоотправителей, а операторы на основе заказов РЖД должны подавать вагоны? Т.е. когда роль операторов сводится к функциям агента при РЖД. Во всяком случае это логически вытекает из вашего предложения "оператор обслуживает перевозчика, а экспедитор – грузовладельца". Или я вас неправильно поняла?
Ответ:
Уважаемая Ольга Вениаминовна!
Заказы на перевозки грузов (по Уставу железнодорожного транспорта (ст. 11) – заявки) принимал, принимает и будет принимать в дальнейшем только перевозчик. Когда этих перевозчиков станет больше 1, то принимать заявки будут не «перевозчик», а «перевозчики». Операторы, экспедиторы, ППЖТ, ко... (читать далее)

Ответы на вопросы О.В. Лукьяновой (16.05.2011)
Георгий Ефимович, здравствуйте! Вы пишите - "оператор обслуживает перевозчика, а экспедитор - грузовладельца". Не следует ли из этого, что, если экспедитор получает заказы только от грузовладельца, то оператор должен получать заказы только от перевозчика, т.е. ОАО "РЖД"?
Ответ:
Уважаемая Ольга Вениаминовна! Вы понимаете правильно. При этом надо учитывать два важных момента:
А) одна и та же фирма может быть и экспедитором и оператором. В качестве экспедитора ей никто не запретит обращаться к грузовладельцам;
Б) установление отношений между перевозчиком и оператором может (да и как правило) происходить по инициативе оператора, а не перевозчика (то есть продавца услуги, а не покупателя).

Вятские лесоотправители страдают - 3 (16.04.2011)
В третьем фрагменте приводятся правовые основания для отстаивания законных прав грузоотправителей на получение услуги по перевозке груза в вагонах перевозчика по регулируемым по всех составляющих тарифам. Чтобы укрепить Вашу уверенность в собственных силах, привожу положения действующих нормативных правовых актов, обеспечивающих Ваше право на получение услуг по перевозкам грузов железнодорожным транспортом. 1. В течение периода реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок (2011 – 2015 г.г.) оборот комплексной услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется в сфере естественной монополии независимо от развития конкуренции на товарном рынке предоставления грузовых вагонов для перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указа... (читать далее)

Вятские лесоотправители страдают-2 (16.04.2011)
В первом фрагменте на данную тему была постановка проблемы в редакции Никиты Белых. Во втором (этом) фрагменте - рекомендация, как её решать. Возмущения понятны и обоснованны. Но претензии почему-то адресованы "реформе", "реформам". А причем тут реформы? В России, включая Горьковскую железную дорогу, существует единственный перевозчик железнодорожного транспорта общего пользования - ОАО "РЖД". Услуги по перевозкам грузов оказываются в условиях естественной монополии по регулируемым тарифам. Порядок их оказания не изменялся, он тот же самый, что действовал и при МПС: если Вы хотите, чтобы перевозка оплачивалась по тарифам, включающим фиксированную вагонную составляющую, то подаете заявку на вагоны перевозчика (признак "П") и оплачиваете перевозку по действующему Прейскуранту 10-01. Этого... (читать далее)

Вятские лесоотправители страдают (16.04.2011)
Отправители лесопродукции всегда (и при СССР, и сейчас) испытывали трудности с отгрузкой своей продукции по железной дороге. Есть и объективные причины, но многое объясняется сложившейся за последние годы безответственностью. Обратило себя внимание выступление в ЖЖ Никиты Белых, Вятского губернатора: «Вчера по Кирову пыталась проехать конная подвода с двумя бревнами. Изначально маршрут планировался мимо поста ДПС, здания Правительства области и Кировского отделения Горьковской железной дороги. Таким способом кировские лесопромышленники выражали свой протест в связи невозможностью доставки продукции традиционным железнодорожным транспортом. Хотели привлечь внимание. Хотя куда уж больше этого внимания. Об этом пишут СМИ, это обсуждается на площадке торгово-промышленной палаты, правите... (читать далее)

Правовые предпосылки развития услуг по использованию транспортной инфраструктуры-1 (29.04.2010)
Основная проблема: Транспортная инфраструктура должна развиваться опережающими темпами. Транспортную инфраструктуру необходимо поддерживать в исправном и безопасном состоянии Трудности и ограничения: В настоящее время значительная часть транспортной инфраструктуры не рассматривается как сфера предпринимательства, как сфера производства и оборота услуг по использованию инфраструктуры, как сфера частных инвестиций. В настоящее время значительная часть транспортной инфраструктуры развивается через программы развития федерального и регионального уровня или через привязку к развитию промышленных объектов. Правовые, тарифные и организационные условия инвестирования и эксплуатации транспортной инфраструктуры, оборота её активов и услуг, участия государства в процессах её развития не урегу... (читать далее)

Правовые предпосылки успешного развития транспортной инфраструктуры - 2 (29.04.2010)
Наряду с общеизвестными вопросами, с выяснением которых обычно связывают развитие транспортной инфраструктуры, - гарантии имущественных интересов инвесторов, банков, регионов и страны, - существенную роль в успешном развитии транспортной инфраструктуры играют условия и возможности ведения предпринимательской деятельности на объектах инфраструктуры (перевозки пассажиров и грузов, оперирование подвижным составом и т.п.). В этой связи приходится констатировать, что транспортная инфраструктура пока не изучена и не описана в качестве сферы приложения сил для ведения транспортного бизнеса. в действующем законодательстве не раскрыты: а) Определение состава услуг по использованию транспортной инфраструктуры б) Определение технологии выполнения работ, необходимых для оказания услуг по использова... (читать далее)

Правовые предпосылки развития транспортной инфраструктуры - 3 (29.04.2010)
Отражение положений, посвященных развитию услуг по использованию транспортной инфраструктуры, в актах законодательства требует существеных дополнений в трех основных массивах законодательства: в ГК РФ (II часть), в отраслевом (по видам транспорта) и региональном законодательстве, а также в законодательстве о естественных монополиях и о защите конкуренции. в частности, в ГК РФ необходимо включить новую главу - «Использование транспортной инфраструктуры». В этой главе необходимо раскрыть: а) Предмет договора об использовании транспортной инфраструктуры б) Существенные условия договора об использовании транспортной инфраструктуры в) Состав лиц, имеющих право доступа на рынки оказания услуг по использованию транспортной инфраструктуры для целей предпринимательской деятельности г) Соста... (читать далее)

Операторы: 7 лет бега на том же месте без правовых основ деятельности. (18.04.2010)
Операторы: 7 лет бега на том же месте без правовых основ деятельности.

Семь лет в нашей стране действует норма закона о железнодорожном транспорте (ст. 2 ФЗ-17) о том, что оператор подвижного состава должен действовать в соответствии с правовыми основами своей деятельности, которые должно утвердить им правительство РФ и взаимодействовать с перевозчиком при осуществлении перевозочного процесса на основании соответствующего договора. Все эти годы разработчик соответствующего проекта постановления правительства РФ (МАП России, ФАС России) многократно согласовывал с причастными министерствами и ведомствами, с ОАО «РЖД», с Аппаратом правительства РФ соответствующие проекты, которых за это время (если считать «по-крупному») набирается, как минимум, 4. Все эти ведомства по несколь... (читать далее)

Конкуренция на рынке перевозок и регулирование деятельности операторов железнодорожного подвижного состава (18.04.2010)
Конкуренция на рынке перевозок и регулирование деятельности операторов железнодорожного подвижного состава - Георгий Ефимович, как Вы оцениваете результаты тех мероприятий I этапа реформы железнодорожного транспорта, которые связаны с развитием операторских компаний? Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.05.01 № 384 «О Программе структурного реформирования железнодорожного транспорта» «Первый этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя: … в) развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом». Можно констатировать, что за период 2001 – 2003 г.г. создание операторских компаний стало одним из наиболее удачных программных мероприятий. Созданы более... (читать далее)

Распространена точка зрения на операторские компании, как на «экспедиторов с вагонами» (18.04.2010)
Распространена точка зрения на операторские компании, как на «экспедиторов с вагонами», в связи с чем многие считают само понятие «оператор подвижного состава» излишним. Каково Ваше мнение на этот счет?

С точки зрения организации транспортного рынка – не важно, как называется тот или иной субъект, - важно то, как он идентифицирует себя в конкретном взаимодействии. Хозяйственная практика ежедневно дает разнообразные примеры хозяйственной диверсификации. Металлургические компании приобретают морские порты, нефтяные гиганты покупают не только железнодорожные вагоны, но и морские суда, а иногда – и ледоколы. Как известно, ОАО «РЖД» имеет в своей структуре машиностроительные предприятия и т.п.
В действительности экспедиторы вполне могут (но не обязаны) выступать в качестве ... (читать далее)


- Существует мнение, что операторы подвижного состава – это своего рода «арендодатели вагонов» то ли для перевозчиков, то ли для грузовладельцев.
(18.04.2010)

- Существует мнение, что операторы подвижного состава – это своего рода «арендодатели вагонов» то ли для перевозчиков, то ли для грузовладельцев. Поэтому возникает вопрос: каким образом операторские компании принимают участие в перевозочном процессе?

Из анализа имеющегося опыта взаимодействия МПС России (в настоящее время – ОАО «РЖД»), с операторскими компаниями можно отметить, что операторы нередко выполняют ряд начально-конечных операций (НКО), предусмотренных технологией перевозок грузов железнодорожным транспортом и Прейскурантом 10-01 (п. 1.16). В частности, таких как:
«подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче;
маневровая работа по подаче (уборке) порожних и груженых ... (читать далее)

Какова юридическая база отношений между перевозчиком и оператором подвижного состава? (18.04.2010)


- Какова юридическая база отношений между перевозчиком и оператором подвижного состава?

По закону РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» (ст. 2) «оператор железнодорожного подвижного состава - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие вагоны, контейнеры на праве собственности или ином праве, участвующие на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных вагонов, контейнеров». Возникает вопрос: что это за договор?
Из имеющихся типов договоров он наиболее близок к «договору о совместной деятельности (простого товарищества)», предусмотренному гл. 55 ч. 2 ГК РФ, когда стороны договариваются о совместном использовании их технических средств (один дал вагоны, другой – локомотивы и инфраструктуру) ра... (читать далее)


Тогда возникает вопрос: каким образом операторы подвижного состава могут участвовать в развитии конкуренции на рынке перевозок, если они не заключают договоров перевозки, не являются перевозчиками?
(18.04.2010)

Действительно, операторские компании не располагают всем необходимым комплексом технических средств для самостоятельного выполнения перевозочного процесса. У них, как правило, нет поездных локомотивов, они не обладают инфраструктурой коммерческой и грузовой работы (грузовые дворы, весовое хозяйство, товарные конторы и т.п.), не говоря уже об отдельной от ОАО «РЖД» системе управления перевозочным процессом. Поэтому их отношения с перевозчиком – это отношения взаимодействия, а не конкуренции.
Однако всякий раз, когда вводились скидки на перевозки в собственных цистернах или скидки на перевозки в универсальных вагонах по замкнутым кольцевым маршрутам, заинтересованные грузовладельцы и экспедиторы начинали считать, смогу я что-нибудь заработать за счет провозных тарифов (то есть на... (читать далее)

До сих пор закупки вагонов различными собственниками отражали дефицитность некоторых видов подвижного состава. Как будет обстоять дело, если дефицит исчезнет? (18.04.2010)

- До сих пор закупки вагонов различными собственниками отражали дефицитность некоторых видов подвижного состава. Как будет обстоять дело, если дефицит исчезнет? Будут ли востребованы в такой ситуации операторские компании?

Если у перевозчика есть свои вагоны, то оператор подвижного состава ему незачем. Если ОАО «РЖД» сможет предложить рынку такое количество вагонов, что оно превысит спрос (и в дальнейшем будет поддерживать такое состояние) тогда, может быть, и не понадобятся другие операторы и перевозчики.
Но это уже отчасти политический вопрос: если монополия – это нормально или даже желательно, то следует серьезно уточнить программу реформирования, а то и вовсе прикрыть её.
Следует отчетливо понимать, что если у государственной по принадлежности акций и монопо... (читать далее)

Известно, что уже в настоящее время некоторые операторские компании получили лицензии перевозчиков. Может быть, и другим операторам следует быстрее переходить в эту категорию, и по настоящему конкурировать с ОАО «РЖД»? (18.04.2010)
Известно, что уже в настоящее время некоторые операторские компании получили лицензии перевозчиков. Может быть, и другим операторам следует быстрее переходить в эту категорию, и по настоящему конкурировать с ОАО «РЖД»?

Чтобы конкурировать с ОАО «РЖД», надо иметь независимую от него инфраструктуру и систему управления перевозочным процессом. Если этих условий нет (а их точно нет ни у кого), то работать «прочие» перевозчики смогут только там и тогда, где и когда ОАО «РЖД» им это позволит. А это согласитесь, не конкуренция, а раздел рынка.
Есть компании, которые освоили такие грузопотоки, когда кажется, что достаточно приобрести поездные локомотивы и можно переходить в «высшую лигу».
Однако Правила оказания услуг инфраструктуры, утвержденные в конце 2003 г. Постановлен... (читать далее)


- Каковы на Ваш взгляд первоочередные действия Правительства РФ в области развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок грузов?
(18.04.2010)

- Каковы на Ваш взгляд первоочередные действия Правительства РФ в области развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок грузов?

Во-первых, следует ускорить модернизацию Прейскуранта 10-01 путем выделения ставок за НКО. Они фактически имеются в Классификаторе тарифных формул. Необходимо рассчитать соответствующие ставки и поместить их во 2 томе Тарифного руководства № 1.
Одновременно следует начать выделение из имеющихся ставок за движенческие операции ставок за выполнение транзитных операций и операций по перевозкам в различных категориях поездов.
Во-вторых, необходимо дать операторским компаниям хотя бы скромную нормативно-правовую базу их деятельности. В законе РФ «О железнодорожном транспорте в РФ» (ст. 2) эти полномочия возложены на Правительство РФ... (читать далее)

Выступление Г.Е. Давыдова на Парламентских слушаниях в Комиссии по естественным монополиям Совета Федерации ФС РФ (19 марта 2010 г.) (21.03.2010)

Семь лет назад, в ходе реализации реформы на железнодорожном транспорте при подготовке нового законодательства упор был сделан на развитии деятельности независимых перевозчиков на инфраструктуре российских железных дорог. С невероятным трудом удалось добиться единственной записи об операторах подвижного состава в статье 2 Закона «О железнодорожном транспорте в РФ». В 2003 г. последовала ликвидация ведомственной нормативной базы по операторам и прекращение договоров между ними и МПС России.
Однако, на протяжении всего срока реформирования отрасли именно деятельность операторов служит подтверждением обоснованности замысла реформы. Развитие конкуренции в сегменте предоставления грузовых вагонов под перевозку позволило привлечь за 2002 — 2009 г. г. в эту сферу частных инвестиций на ... (читать далее)

Несколько интервью на актуальные темы - опубликовано в номере 5 БТИ за 2009 год (15.03.2010)

Довольно регулярно ко мне, как к эксперту, обращается редакция журнала «РЖД-партнер» с просьбой ответить на некоторые вопросы, представляющие интерес для читателей — транспортников. Часть моих ответов на вопросы, поставленные редакцией, вместе с мнениями других экспертов и редакционными материалами публикуются в подборках, посвященных определенной теме. Однако, примерно столько же информации в опубликованные материалы не попадает. По этой причине мы подобрали несколько интервью в их оригинальном виде, то есть с перечнем вопросов, полученных от редакции журнала «РЖД-партнер», и соответствующими ответами. В публикуемой подборке охвачены интервью, которые я... (читать далее)

Консультации экспертов БТИ для посетителей нашего сайта (17.06.2007)
Уважаемые наши читатели и посетители сайта!
За то время, что на нашем сайте существует сервис по обеспечению вас статьями, опубликованными в БТИ, к нам неоднократно поступали вопросы содержательного характера. Например, один из посетителей сайта www.natrans.ru однажды поинтересовался, как определяется сталийное время в порту Рени.
Идя навстречу вашим пожеланиям, мы открываем новый сервис - "Вопросы - ответы". С этой целью на соответствующей странице нашего сайта размещаются темы, по которым члены Редакционного совета БТИ и привлекаемые нами специалисты могут давать профессиональные консультации по вашим запросам.
Схема работы данн... (читать далее)

Приветствие читателям журнала «Бюллетень транспортной информации» (04.02.2007)

Начиная с 1995 г., осуществляется издание ежемесячного общетранспортного журнала «Бюллетень транспортной информации (БТИ)» (регистрационное свидетельство N 013104; подписной индекс в каталоге «Роспечати» 72776). С 1997 г. его издателем является Национальная ассоциация транспортников.

На страницах БТИ получают отражение актуальные проблемы транспортного комплекса России, становления его законодательной и нормативной базы, развития технологии и организации взаимодействия в транспортных узлах, регулирования транспортных тарифов, транспортного развития регионов России и международного сотрудничества в области транспорта, становления рынка транспортных и экспедиторских услуг, деятельность транспортных ассоциаций, а также многие другие вопросы. В публикациях БТИ освещаются проблемы вс... (читать далее)


Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2024, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1