Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты

Авторский блог Георгия Давыдова

16.04.2011

Вятские лесоотправители страдают - 3

В третьем фрагменте приводятся правовые основания для отстаивания законных прав грузоотправителей на получение услуги по перевозке груза в вагонах перевозчика по регулируемым по всех составляющих тарифам. Чтобы укрепить Вашу уверенность в собственных силах, привожу положения действующих нормативных правовых актов, обеспечивающих Ваше право на получение услуг по перевозкам грузов железнодорожным транспортом. 1. В течение периода реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок (2011 – 2015 г.г.) оборот комплексной услуги по перевозке груза железнодорожным транспортом общего пользования осуществляется в сфере естественной монополии независимо от развития конкуренции на товарном рынке предоставления грузовых вагонов для перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанная услуга во всех её разновидностях и с охватом всех станций, открытых для грузовых операций на сети железных дорог Российской Федерации, предоставляются единственным хозяйствующим субъектом – перевозчиком, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, ОАО «РЖД». Согласно ст. 791 ч. II ГК РФ «Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза». Согласно ст. 11 федерального закона № 18-ФЗ от 10.01.2003 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» для согласования условий перевозки груза грузоотправитель должен подать перевозчику заявку на перевозку груза в порядке, установленном Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Конкретно, - Правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России № 21 от 16.06.2003 в редакции Приказов Минтранса России № 196 от 25.12.2007 и № 195 от 25.11.2008. Данными правилами (п. 11) установлено, что перевозчик при полном или частичном согласовании заявки грузоотправителя не имеет права вносить изменения в признак принадлежности вагонов, заявленных к подаче, который был указан грузоотправителем. В том числе, в случае, когда в заявке указано, что перевозка должна осуществляться в вагонах перевозчика. Согласно ст. 12 федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» перевозчик железнодорожного транспорта общего пользования обязан иметь подвижной состав на праве собственности или ином праве. ТО есть забота о наличии вагонов – это функция перевозчика, а не грузоотправителя. Согласно Положению о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 134 от 15.03.2006, условия осуществления этого вида деятельности включают требование об использовании лицензиатом предназначенных для перевозки грузов «железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, соответствующих требованиям, установленным статьей 17 федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». При этом принадлежность указанного подвижного состава, контейнеров определенному лицу (например, перевозчику), в лицензионных требованиях не оговорена. Согласно ст. 790 ч. II ГК РФ «Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами». Согласно ст. 8 федерального закона № 17-ФЗ от 10.01.2003 «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» «Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Согласно ст. 4 федерального закона № 147-ФЗ от 19.07.1995 «О естественных монополиях» железнодорожные перевозки (в том числе, грузов) относятся к сфере естественной монополии. Провозные платежи за перевозки грузов железнодорожным транспортом определяются согласно Тарифному руководству № 1 (Прейскурант 10-01) «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденному Постановлением ФЭК России № 47-т/5 от 17.06.2003. В частности, при выполнении перевозок в вагонах, относительно которых в заявке на перевозку указана их принадлежность перевозчику (в вагонах общего парка), провозные платежи включают вагонную (В) и инфраструктурную (И+Л) составляющие. При выполнении перевозок грузов в вагонах, относительно которых в заявке указана их принадлежность иным лицам (собственные или арендованные), провозные платежи включают только инфраструктурную (И+Л) составляющую. Согласно ст. 39 федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» при использовании для перевозки грузов вагонов перевозчика наряду с провозными платежами, определенными согласно Тарифному руководству № 1, в течение выполнения операций на местах необщего пользования, а при задержках на местах общего пользования приема вагонов по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, - в течение времени таких задержек - с пользователей услугами железнодорожного транспорта взыскивается плата за пользование вагонами, определяемая согласно Тарифному руководству № 2 «Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта», утвержденному Постановлением ФЭК России № 35/12 от 19.06.2002. 2. На основании перечисленных в п. 1 положений гражданского, о железнодорожном транспорте и о естественных монополиях законодательства Российской Федерации перевозки грузов железнодорожным транспортом в течение реализации Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года осуществляются по регулируемым тарифам, платам согласно заявкам грузоотправителей, поданным с указанием признака принадлежности заявляемых вагонов. В частности, при осуществлении перевозок грузов по заявкам грузоотправителей, поданным с указанием принадлежности вагонов перевозчику, указанные перевозки осуществляются по тарифам Тарифного руководства № 1, установленным для перевозок в вагонах общего парка, включающим вагонную (В) и инфраструктурную (И+Л) составляющие. При использовании для перевозок грузов вагонов перевозчика с пользователей услугами железнодорожного транспорта взыскивается наряду с провозными платежами так же и плата за пользование вагонами согласно Тарифному руководству № 2. 3. В целях обеспечения перевозок грузов перевозчик ОАО «РЖД» не вправе отказать в согласовании заявок на перевозку грузов (в том числе, поданных с указанием принадлежности вагонов перевозчику), за исключением случаев, когда перевозчик по основаниям, указанным в статьях 11, 29 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», приказе Минтранса России от 06.09.2010 № 192 «Об утверждении Перечня критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов», имеет право отказать в согласовании соответствующих заявок.
Г.Е. ДАВЫДОВ
Президент Национальной Ассоциации транспортников,
Руководитель Редакционного Совета журнала
«Бюллетень транспортной информации»,
доктор экономических наук, профессор,
академик Российской и Международной академий транспорта


Главная страница блога



Задайте вопрос, выскажите мнение по данной статье:
Текст сообщения * :
Ваше имя * :
Ваш e-mail * :
Код подтверждения * :
(напишите цифрами число)
четыреста тридцать семь
* - Все поля обязательны для заполнения.
Публиковать Ваш e-mail в подписи к сообщению.
Присылать другие комментарии к данной статье Вам по e-mail.
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2024, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1