Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты

Авторский блог Георгия Давыдова

18.04.2010

Конкуренция на рынке перевозок и регулирование деятельности операторов железнодорожного подвижного состава

Конкуренция на рынке перевозок и регулирование деятельности операторов железнодорожного подвижного состава - Георгий Ефимович, как Вы оцениваете результаты тех мероприятий I этапа реформы железнодорожного транспорта, которые связаны с развитием операторских компаний? Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 18.05.01 № 384 «О Программе структурного реформирования железнодорожного транспорта» «Первый этап реформирования железнодорожного транспорта включает в себя: … в) развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок, в том числе создание грузовых компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом». Можно констатировать, что за период 2001 – 2003 г.г. создание операторских компаний стало одним из наиболее удачных программных мероприятий. Созданы более 80 компаний – операторов подвижного состава. За этот период ими привлечено более 35 млрд. руб. капитальных вложений в грузовые вагоны. Из общего парка собственных вагонов (примерно 220 тыс. шт.) доля операторских компаний составляет около 1/3, - более 65 тыс. шт.
То есть, с помощью этих новых субъектов железнодорожной отрасли решаются, по крайней мере, две важные задачи структурной реформы: привлечение инвестиций в развитие технических средств и развитие конкуренции на транспортной рынке.
Общественный совет при Комиссии Правительства РФ придает первостепенное значение вопросам образования в ходе осуществления реформы новых, рыночно ориентированных структур на железнодорожном транспорте. Поэтому мы неоднократно рассматривали вопросы формирования нормативно-правовой базы и тарифных условий деятельности операторских компаний. Общественный совет последовательно высказывается в поддержку их становления и развития.

- Вы отметили, что наряду с операторами подвижного состава имеются и другие собственники вагонов. Что нового привнесли в практику использования собственных вагонов операторские компании?

Крупные и не очень крупные грузоотправители пользовались и пользуются собственными вагонами с незапамятных времен. Смысл этого мероприятия состоял и состоит в том, чтобы преодолеть дефицит подвижного состава в общем парке вагонов, слабую его специализацию. Понятно, что и закупки, и эксплуатация этих вагонов происходили и происходят за счет цены на перевозимую продукцию – нефть, металл, лес и т.п. Это не работа на транспортном рынке.
Следствием такой «транспортной» деятельности являются низкие показатели эффективности использования собственного подвижного состава, - более длительный оборот вагонов, низкая производительность и т.п.
У компаний – операторов подвижного состава другие установки. Они призваны работать на рынке транспортных услуг, предоставлять свои вагоны и контейнеры тем, кому они сейчас нужны, а не только собственной материнской компании. Окупаемость этих вагонов формируется не за счет стоимости перевозимого груза, а за счет стоимости его перевозки. То есть они зарабатывают на выполнении отдельных операций перевозочного процесса, - по эксплуатации вагонов, по выполнению некоторых начально-конечных операций и т.п. Поэтому к вагону у них иное отношение, нежели у собственника, который купил вагон для перевозок своей продукции. И эффективность эксплуатации вагонов у них нередко такая же, как и в общем парке, а иногда - и выше.

-
Г.Е. ДАВЫДОВ
Президент Национальной Ассоциации транспортников,
Руководитель Редакционного Совета журнала
«Бюллетень транспортной информации»,
доктор экономических наук, профессор,
академик Российской и Международной академий транспорта


Главная страница блога



Задайте вопрос, выскажите мнение по данной статье:
Текст сообщения * :
Ваше имя * :
Ваш e-mail * :
Код подтверждения * :
(напишите цифрами число)
семьсот восемьдесят семь
* - Все поля обязательны для заполнения.
Публиковать Ваш e-mail в подписи к сообщению.
Присылать другие комментарии к данной статье Вам по e-mail.
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2024, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1