Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты

Авторский блог Георгия Давыдова

18.04.2010

Распространена точка зрения на операторские компании, как на «экспедиторов с вагонами»

Распространена точка зрения на операторские компании, как на «экспедиторов с вагонами», в связи с чем многие считают само понятие «оператор подвижного состава» излишним. Каково Ваше мнение на этот счет?

С точки зрения организации транспортного рынка – не важно, как называется тот или иной субъект, - важно то, как он идентифицирует себя в конкретном взаимодействии. Хозяйственная практика ежедневно дает разнообразные примеры хозяйственной диверсификации. Металлургические компании приобретают морские порты, нефтяные гиганты покупают не только железнодорожные вагоны, но и морские суда, а иногда – и ледоколы. Как известно, ОАО «РЖД» имеет в своей структуре машиностроительные предприятия и т.п.
В действительности экспедиторы вполне могут (но не обязаны) выступать в качестве операторов. И операторы могут принимать на себя функции экспедиторов. То есть, совмещать эти функции можно. Это не противоречит законодательству и зачастую происходит на практике.
Однако функции экспедиторов и операторов подвижного состава не совпадают. Оператор осуществляет часть функций перевозчика по договору с ним (перевозчиком), а экспедитор выполняет полностью или частично функции грузоотправителя, грузополучателя по договору с ними. То есть, оператор обслуживает перевозчика, а экспедитор – грузовладельца. Есть компании, которые могут (и берутся за это) обслуживать и тех, и других. В час добрый: «Оператор» и «Экспедитор» – не взаимоисключающие понятия.
Однако было бы неверно ограничиваться понятием «Экспедитор» применительно к тем компаниям, которые заявились как операторы. Правовое положение экспедиторов определяется гл. 41 ГК РФ, другими аналогичными разделами ГК РФ (Договора поручения, комиссии, агентирования), а также недавно принятым законом РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности». В этих законах не рассматриваются вопросы взаимодействия перевозчика и оператора подвижного состава, так как с точки зрения ГК РФ, а также Устава железнодорожного транспорта РФ экспедитор является обычным грузоотправителем и в осуществлении перевозочного процесса не участвует.
Оператор же – напротив – согласно ст. 2 закона РФ «О железнодорожном транспорте в РФ», «участвует на основе договора с перевозчиком в осуществлении перевозочного процесса с использованием указанных (то есть, принадлежащих ему) вагонов, контейнеров».
Г.Е. ДАВЫДОВ
Президент Национальной Ассоциации транспортников,
Руководитель Редакционного Совета журнала
«Бюллетень транспортной информации»,
доктор экономических наук, профессор,
академик Российской и Международной академий транспорта


Главная страница блога


Комментарии посетителей сайта:
13.05.2011 12:34:17, Лукьянова Ольга Вениаминовна, npogdps1@gmail.com
Георгий Ефимович, здравствуйте! Вы пишите - "оператор обслуживает перевозчика, а экспедитор – грузовладельца". Не следует ли из этого, что если экспедитор получает заказы только от грузовладельца, то оператор должен получать заказы только от перевозчика, т.е. ОАО "РЖД"?

Задайте вопрос, выскажите мнение по данной статье:
Текст сообщения * :
Ваше имя * :
Ваш e-mail * :
Код подтверждения * :
(напишите цифрами число)
девятьсот пятьдесят два
* - Все поля обязательны для заполнения.
Публиковать Ваш e-mail в подписи к сообщению.
Присылать другие комментарии к данной статье Вам по e-mail.
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2024, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1