National Association of Transporters. Bulletin of transport information (BTI) Русский
Home About magazine Fresh issue Subscribe! Advertising here
Editorial board Editor-in-chief BTI Library Info for Authors Contacts

Gregory Abramovich Holtz – a man, a scientist, a friend

December 2009 (174) Events and memorable dates
Аннотация:
В 1951 году Гриша Гольц окончил 170-ю мужскую школу, несомненно, одну из лучших московских школ того времени. Она располагалась в большом дворе, общем с женской школой № 635, напротив филиала Художественного театра на улице Москвина. К школе можно было подойти и по длинному проходному двору, идущему от Центрального детского театра, а потом от Театра Ромен на улице Пушкина, то есть почти от театра Станиславского и Немеровича-Данченко по задворкам Мастерских Большого театра. Проходной двор кончался или начинался напротив прохода к небольшому стадиону Динамо на Петровке, спрятанному внутри каре жилых домов. Зимой на стадионе был платный каток, летом – волейбольные и баскетбольные площадки, теннисные корты. В теннис играли члены общества, но в волейбол со взрослыми динамовцами удавалось играть и школьникам.

Нам повезло с учителями. Настоящие профессионалы, любившие свою работу. Где-то с 8-го класса они относились к нам не как к ученической массе, а как к индивидуумам, заслуживающим внимания и человеческого отношения. Среди учителей были демобилизованные военные, носившие орденские планки и нашивки,говорящие о ранениях. Их нелегкий жизненный опыт проявлялся в том, как они требовательно и вместе с тем справедливо и деликатно строили отношения с нами.

Учителям тоже повезло. Большинство учеников старших классов считало абсолютно естественным хорошо учиться по большинству предметов. По отношению к любимым предметам проявлялось стремление быть лучшим, но оно не переходило в ожесточенную конкуренцию. Сказывалось то, что ядра классов образовывали дети, как тогда называли, интеллигентных родителей. Среди родителей были врачи, учителя, инженеры, военные, артисты и художники.
Период 1949-1951 гг. был действительно необычным. За эти три года выпускники из девяти классов, а их было по три в каждом году, получили более 90 медалей. В числе окончивших школу № 170 (не только в этот период) – много людей, ставших известными. Пишу об этом потому, что характер человека, его отношение к жизни, работе, окружающим во многом формируется в школе.

С Гришей Гольцем мы сидели за соседними партами. Это был веселый и очень коммуникабельный парень, стремившийся быть в том, что ему нравилось, лучшим. Уже тогда в нем чувствовалось умение концентрировать усилия на выбранном направлении. Гриша блестяще катался на коньках. Любил джаз, в то время когда в школах это не приветствовалось. Уже после окончания школы мы узнали, что он неплохо играет на ударных инструментах.

О своих планах на будущее Гриша не говорил. В его поведении чувствовалась некоторая настороженная отстраненность и самодостаточность. Мне кажется, что эта особенность его характера проявлялась в течение всей его жизни, в том числе и во взаимоотношениях с коллегами.

По моему мнению, Григорий Гольц должен был бы поступить на один из факультетов МГУ, например на географический факультет. Но явный «дефект» в личном деле и то, что до настоящей оттепели было очень далеко, привел его на автотранспортный факультет Московского инженерно-экономического института.

В студенческие годы и, как минимум, еще в течение пяти лет одноклассники встречались редко, но обязательно в самый главный для нас день года – 9 Мая, у памятника Юрию Долгорукову. Сегодня трудно убедить кого-либо в том, что в послевоенные годы мы играли в футбол смятыми консервными банками или старыми теннисными мячами за спиной этого князя, у здания партийного института или прямо на площади Пушкина, между трамвайными путями и издательством газеты «Известия». После окончания школы нас тянуло со всей Москвы в ее центр, к знакомым и родным местам. На этих встречах были шутки, воспоминания, они кончались походами в дешевые места общественного питания. О том, чем каждый из нас занят, где работает и как обстоят дела на семейном фронте, говорить было не принято. Собираясь вместе, мы все еще были там, в годах нашей юности.

С годами многочисленная группа бывших выпускников двух дружащих десятых классов 170-й школы распалась на несколько небольших групп, члены которых помимо взаимной симпатии имели и общие интересы. В одну из таких групп входили Григорий и я. Оказалось, что мы работаем в научно-исследовательских организациях одного ведомства – Госплана СССР. Григорий работал с 1966 года в Институте комплексных транспортных проблем, я с 1959 года – в Научно-исследовательском экономическом институте. Тогда я и узнал, какими интересными задачами занимался до этого и занимается Григорий Абрамович.
В период с 1964 по 1976 год мы неоднократно обсуждали проблемы выявления и моделирования закономерностей расселения населения по территории страны и в городских агломерациях, развития дорожной сети, главным образом, сети автомобильных дорог. Моя заинтересованность в таких обсуждениях объяснялась не только приятельскими отношениями с Григорием. В те годы в НИЭИ зарождалось относительно новое направление макроэкономических исследований. С годами оно оформилось в то, что сегодня принято называть народнохозяйственным прогнозированием.

В основе этого направления стояло убеждение в том, что необходимо выявлять и использовать закономерности, присущие социально-экономической системе, сложной системе, в которой взаимодействуют относительно самостоятельные, имеющие свои цели и интересы субъекты, одним и наиболее влиятельным из которых является государство. Многими экономистами, да и не только экономистами, такая точка зрения тогда характеризовалась как ошибочная и даже как практически и идейно вредная. Любые исследования, основанные на реальных фактах и объясняющих их теориях, в такой обстановке были для участников работ по прогнозированию ценными, укрепляли уверенность в правильности выбранного пути.

Поэтому я с большим интересом и пользой для себя ознакомился с тем, что и как делал Григорий Абрамович в своих исследованиях. Результатом, хотя и весьма скромным, был наш совместный доклад «Метод факторных динамических моделей в изучении исторических взаимосвязей расселения и транспорта» на ХХIII-ом Международном географическом Конгрессе, проходившем в Москве в 1976 году. Название этого доклада довольно точно отразило выбранное нами направление исследований.
Детальное знакомство с методами работы Григория Абрамовича дало мне возможность оценить те качества Гольца, как настоящего, хотя в те годы еще относительно молодого ученого, которые мне не были известны ранее. Первое, что меня приятно поразило – это его отношение к информационной основе исследований. Гольц собрал несколько десятков тысяч карточек, на которые занес наиболее важные сведения по нескольким десяткам интересующих его тем и проблем. В течение многих лет он поддерживал эту свою информационную систему. В те годы не было персональных компьютеров и Интернета. Доступ к профессиональным публикациям был затруднен. Стремление систематизировать и осмысливать данные, органично присущее Григорию Абрамовичу, дало ему возможность четко и быстро ориентироваться в них, использовать их, а не только хранить.

Не менее важное качество Гольца как ученого, – я тогда же оценил его способность к эвристическому поиску и конструированию факторов, моделирующих и содержательно объясняющих выявляемые и изучаемые им закономерности. Гольц настороженно относился к механистическому использованию линейных регрессионных методов, в которых факторы часто берутся в их исходном, предоставляемом статистикой виде. Умение или даже искусство создавать интерпретируемые факторы Г. А. Гольц демонстрировал многократно. Для меня такой его работой стала брошюра «Исследование закономерностей развития сети местных автомобильных дорог» (Труды ИКТП при Госплане ССР, Выпуск 26, М.;1971). Истоки исследовательской фантазии и творческой интуиции, проявляющиеся в работах Гольца, а также в творчестве многих выпускников 170-ой школы, мне хочется видеть в особенностях городской среды, в которую была погружена эта школа, и царящей в ней атмосферы.

Создание в системе Академии наук СССР Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса, преобразованного в дальнейшем в Институт народнохозяйственного прогнозирования, естественным образом привело Гольца Г. А. в его стены. В течение достаточно продолжительного периода работы в этом институте Гольцем был выполнен целый ряд оригинальных и важных как в практическом, так и в методологическом отношении исследований. Для меня особенно интересными были его позиции и результаты по следующим проблемам.

Г. А. Гольц придавал большое значение изучению происходивших в обществе, как сложной системе, процессов самоорганизации. Одним из первых он занялся в конце прошлого века реконструкцией исторических рядов показателей, характеризующих путь, пройденный Россией.

Аналитический и систематический подход к изучаемой проблематике, присущий Гольцу как исследователю,подвел его к весьма амбициозному замыслу. Григорий Абрамович планировал подготовить трехтомный труд, названный им «Культура и экономика России за три века, XVIII-XX вв.». Первый том «Менталитет, транспорт, информация (прошлое, настоящее, будущее)» увидел свет в 2002 году. О его разнообразном содержании дают представление названия частей этого тома: Социальная психология, экономика и культура как совместный предмет изучения; Транспорт и экономика; Расселение и урбанизация как феномен культуры и транспортных возможностей; Долговременное взаимодействие транспорта, экономики и культуры. Содержание тома более точно раскрывает следующее его более полное название, используемое Григорием Абрамовичем в тексте краткого предисловия «От автора»: «Люди и их коммуникационные общности: менталитет, транспорт, информация».

Характеризуя место этого тома в задуманном труде, Г. А. Гольц писал: « В первом томе излагаются принципы и методы ногодисциплинарного подхода к проблеме социально-экономической истории за последние три века в количественном измерении. Они обсуждаются, разрабатываются и апробируются на конкретных примерах из области социальной психологии, транспорта, расселения, урбанизации, информационного наполнения культуры. Острие такого анализа направлено на выявление динамических связей между подсистемами, которые в рамках традиционного разделения знаний по дисциплинам ранее не только не исследовались, но даже и не рассматривались. Таким образом, в первом томе как бы закладывается методологическая база для дальнейших исследований». Следует признать, что такую базу ему удалось описать. Хотя не все ее элементы можно принимать как не требующие прагматического оправдания.
Обсуждения среди профессионалов затрагиваемых в этом томе проблем имели результатом напряженное ожидание выхода в свет двух последующих томов, а именно: Тома 2. Общество и деньги; стоимостные макроэкономические показатели, Тома 3. Общество и его воспроизводство: демографические и социальные показатели. Уверен в том, что Григорий Абрамович в последние годы жизни все силы отдавал именно работе над вторым томом своего труда. Но масштабы задуманного и состояние здоровья не позволили ему закончить эту работу. Привычка содержательную сторону исследований выполнять только самому в сочетании со стремлением охватить огромный массив вопросов и фактов неизбежно растягивали любые запланированные сроки. Общительность Григория Абрамовича, отраженная в перечне его контактов с учеными разных специальностей, о которых он говорит с благодарностью во Введении к первому тому, желание все делать на высшем уровне и самому, скорее всего, не способствовали реализации новаторского замысла в отпущенные Гольцу сроки.

Со вниманием и интересом к деталям и суждениям автора я перечитываю подводящую итоги исследований монографию Григория Абрамовича Гольца, ученого и товарища, с которым мне довелось взаимодействовать в личной и профессиональной сферах в течение более 60 лет. Для меня Гольц Г.А. стал элементом менталитета, культурного и в том числе научного наследия России.
Э. Б. Ершов,
профессор Государственного университета Высшая школа экономики 7 ноября 2009 г.


You can order the full text of this article.
You need to register, to make the orders.
If you are already registered here, login!



Ask a question, tell your opinion:
Message * :
Your name * :
Your e-mail * :
Confirmation code* :
(write the number by digits)
eight hundred fifty three
* - Fields with asterisk are mandatory.
Publish your e-mail in a message signature.
Send other comments on this article to your e-mail.
Home About magazine Fresh issue Subscribe! Advertising here
Editorial board Editor-in-chief BTI Library Info for Authors Contacts
© 1995 - 2018, BTI magazine - Bulletin of Transport Information, articles about all kinds of transport and cargo transportation
Founded in 1995
Editorial office: room 305, building 16-A, Voronin street, Mytischi, Moscow region, Russian Federation. Zip-code: 141006.
Phone: +7 915 278-02-37 (editor)   E-mail: bti@natrans.ru