Национальная ассоциация транспортников. Бюллетень транспортной информации (БТИ)
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты

В НИУ ВШЭ состоялись первые «Крейнинские чтения»

Январь 2019 (283) Информация Ф.И. Хусаинов,
к.э.н., эксперт Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ «Высшая школа экономики», доцент Российской открытой академии транспорта (РОАТ) ФГБОУ ВО «Российский университет транспорта» (РУТ (МИИТ), г. Москва
E-mail: f-husainov@yandex.ru
Аннотация: В НИУ ВШЭ состоялись первые «Крейнинские чтения»

14 декабря 2018 г. в зале заседаний Ученого совета НИУ «Высшая школа экономики» прошла Научно-практическая тарифная конференция «Крейнинские чтения», организованная Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий (ИПЦ и РЕМ) НИУ ВШЭ при участии представителей Российского университета транспорта и при поддержке журналов «Бюллетень транспортной информации» и «РЖД-партнер».Конференция была посвящена 100-летию со дня рождения Заслуженного экономиста РФ, Почетного работника транспорта России, Почетного железнодорожника, доктора экономических наук А.В. Крейнина, под руководством которого во ВНИИЖТ МПС СССР была разработана система железнодорожных тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, а также сформирована научная школа в сфере ценообразования на железнодорожном транспорте.

Все доклады были сгруппированы в три секции.

Первая секция конференции «Общие вопросы системы железнодорожных тарифов» (модератор – д.э.н., профессор РУТ (МИИТ), главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации» Георгий Давыдов) содержала мемориальные доклады, посвящённые вкладу А.В. Крейнина в теорию и практику обоснования и применения провозных железнодорожных тарифов, а также доклады, посвящённые актуальным вопросам развития системы железнодорожных тарифов и общим экономическим проблемам администрирования тарифов.

Открыл конференцию директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных моно- полий НИУ ВШЭ, к.э.н. И.А. Долматов, который обозначил важность темы тарифов для экономики и отметил, что А.В. Крейнина знают и помнят в ИПЦ и РЕМ, в том числе и потому, что он защитил свою докторскую дис- сертацию в Совете НИИ цен Госкомцен СССР, правопреемником которого в настоящее время является ИПЦ и РЕМ.
Затем, с докладом «Вспоминая А.В. Крейнина» выступил научный руководитель ИПЦ и РЕМ НИУ ВШЭ, д.э.н., профессор Е.В. Яркин, который отметил важность трудов А.В. Крейнина по формированию железнодо- рожных тарифов.

С докладом «Исследования Заслуженного экономиста РФ, д.э.н. А.В. Крейнина в области железнодорожных грузовых тарифов и их значение для современной науки и практики» выступил ученик и продолжатель дела А.В. Крейнина, д.э.н.Л.А. Мазо, на протяжении ряда лет возглавлявший Отделение экономики АО «ВНИИЖТ» ОАО «РЖД». В докладе Л.А. Мазо было рассмотрено содержание тарифных реформ, в разработке которых принимал участие А.В. Крейнин, в том числе, – переход к двухставочным тарифам.

Е.В. Богданов, партнёр «A.T. Kearney», выступил с докладом, посвящённым проблемам долгосрочного регулирования тарифов.

С развёрнутым докладом «Проконкурентное тарифное регулирование: методология, практика, перспективы» выступил Заместитель Руководителя ФАС России, Председатель Методического совета по тарифному регулированию ФАС России, к.т.н. А.Н. Голомолзин. Доклад, помимо прикладных вопросов, затрагивал фундаментальные этические и философские основания эволюции представлений о рынках и конкуренции. Доклад вызвал значительный интерес у участников Тарифной конференции, и А.Н. Голомолзин убедительно ответил на ряд острых вопросов, включая даже вопрос «а не пора ли упразднить антимонопольное ведомство?».

Вторая секция «Вопросы тарифного регулирования» (модератор ведущая канала «РЖД ТВ» Марианна Ожерельева), была посвящена различным прикладным и дискуссионным вопросам государственного регули- рования в сфере железнодорожных тарифов.

Научный сотрудник Экспертного института НИУ ВШЭ А.В. Дементьев выступил с докладом «Тарифное реглирование вертикально интегрированных компаний со смешанной структурой собственности». Вывод, к которому пришёл докладчик, и который он развил в процессе ответов на дополнительные вопросы, заключался в том, что «убыточность» пригородных перевозок для ОАО «РЖД» формально имеется, но фактически недобор доходов на конечном рынке (из-за регулируемого заниженного тарифа) компенсируется скрытым завышением цен на промежуточном рынке (аренда подвижного состава) и в целом, для РЖД пригородные перевозки не являются убыточными. Более того, «молчаливое согласие» РЖД с тем, что часть регионов не компенсирует пригородным пассажирским компаниям расходы на перевозки, как раз можно объяснить тем, что в виде «ком- пенсации» ОАО «РЖД» неофициально пользуется «правом» нерегулируемо устанавливать цены на промежу- точных рынках и компенсировать свои расходы.

Следующим был доклад Президента Национальной ассоциации транспортников, Главного редактора журнала «Бюллетень транспортной информации», профессора Кафедры логистики и управления транспорт- ными системами РУТ (МИИТ), д.э.н., профессора Г.Е. Давыдова. Тема доклада: «Актуальные проблемы регу- лирования и дерегулирования тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом и связанные с ними услуги». Докладчик предложил дерегулировать железнодорожные тарифы для грузов третьего тарифно- го класса на полигонах с явно выраженной межвидовой конкуренцией, в том числе за счёт модификации правил применения «тарифного коридора» и с учётом конъюнктуры рынка перевозок грузов, учета сопостави- мых тарифов в качестве бенчмарка и применения метода «обратного счета» (конкурентная цена груза у потребителя за вычетом цены франко-вагон-станция отправления) в качестве бенчмарка. Также Г.Е. Давыдов призвал «реанимировать перевозчика», прописанного в ГК РФ и в отраслевом железнодорожном законодательстве РФ. То есть, восстановить прием заявок грузоотправителей с признаком принадлежности вагонов перевозчику, запретив при этом ОАО «РЖД» отказывать в приеме заявок грузоотправителей по причине «отсутствия вагонов», и предоставить перевозчику право привлекать грузовые вагоны «с рынка», по свободным рыночным ценам.

Следующим докладчиком был к.э.н. Ф.И. Хусаинов. Его доклад назывался «Перекрёстное субсидирование в системе железнодорожных тарифов: между позитивной и нормативной экономической наукой». Отталкиваясь от данных о различной доходности перевозок различных грузов (которая обусловлена особенностями существующей тарифной системы с перекрёстным субсидированием между отдельными грузами), в докладе был поставлен вопрос о вмешательстве регуляторов в ценовую систему с целью поддержки отдельных отраслей. Был рассмотрен выбор, который должен делать регулятор, выбирающий из трёх альтернативных стратегий: перекрёстного субсидирования, субсидирования из бюджета и политикой невмешательства. И в этом контексте было показано, что, оставаясь строго в рамках «позитивной» экономической науки, без перехода к «нормативной», строго говоря, ни регулятор, ни учёные, эксперты или институции не в состоянии дать объективный «научный» ответ на целый ряд важных вопросов, касающихся государственного регулирования. А переход к нормативным высказываниям приводит к тому, что чистое «научное» утверждение «засоряется» привнесёнными туда личными предпочтениями, ценностями, установками соответствующего учёного, эксперта или институции. Тема вызвала бурное обсуждение, касающееся, прежде всего, того, каким способом можно (и можно ли вообще) сделать экономическое утверждение относительно объективным? Иначе говоря, это частный случай более общего вопроса: возможна ли наука, свободная от ценностей, привносимых туда отдельными людьми?

Затем председатель Подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета по транспорту и экспеди- рованию Торгово-Промышленной палаты РФ, доцент РУТ (МИИТ), к.э.н. Е.В. Реутов, выступил с докладом «Льготные тарифы для инновационных вагонов: взгляд с точки зрения антитраста». Доклад был посвящён одной из самых дискуссионных и острых тем, волнующих транспортное сообщество в последнее время, – предоставления льгот на порожний пробег для инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой. Так же, как не стихают споры об этом решении в отрасли, спорили и на Крейнинских чтениях, причём в споре участвовали как эксперты, работающие с «Объединённой вагонной компанией», так и представители «Алтай- вагонзавода» и экспертной среды.

С докладом на тему «Проблемы тарифного регулирования на текущем этапе развития железнодорожного транспорта» выступил Председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта (ИИЖТ) П.А. Иванкин, возглавлявший профильное Управление Федеральной энергетической комиссии в тот период, когда там рассматривался и дорабатывался проект действующего в настоящее время Прейскуранта № 10-01.
В его докладе было отмечено, что «текущая модель Прейскуранта при существующей грузовой базе не отвечает экономическим интересам железнодорожной отрасли и экономики в целом». Кроме того, П.А. Иванкин подчеркнул, что «рост перевозок угля, как низкодоходного массового груза, с одновременным снижением перезок высокодоходных грузов ведет к ситуации, когда любая дополнительная тонна перевозимого низкодоходного массового груза дает отрицательный результат для всей системы. Образуется так называемый рычаг опрокидывания, то есть условие, при котором маржинальная доходность от перевозки одной дополнительной тонны низкодоходного массового груза не покрывает роста издержек инфраструктуры, связанных с обслуживанием этой дополнительной тонны груза».

Президент Института развития транспортных систем А.Н. Синёв выступил на тему «Институциональные меры по совершенствованию системы регулирования тарифов в сфере грузовых железнодорожных перевозок». В докладе предлагалась т.н. «бинарная модель регулирования», при которой разные сегменты рынка железнодорожных перевозок должны регулироваться на основе различных принципов – для одних рынков (низкодоходных для перевозчика), – долгосрочные контракты (включая формульное ценообразование), а для других (высокодоходны для перевозчика), – дерегулирование тарифов.

Третья секция «Теоретические вопросы формирования железнодорожных тарифов», модератором кото- рой был д.э.н., профессор, Заведующий кафедрой РУТ (МИИТ) Дмитрий Мачерет, открылась докладом дирек- тора НЦ «Экономика» АО «ВНИИЖТ», к.э.н. Е.Н. Ефимовой «Развитие параметрических моделей определения себестоимости перевозок грузов для целей тарифообразования» (в рамках теоретических вопросов построения железнодорожных тарифов). В докладе были представлены основные научные разработки, сделанные во ВНИИЖТ по темам, связанным с построением параметрических моделей себестоимости перевозок грузов для целей тарифообразования, которые впоследствии могут быть использованы при формировании нового Прейскуранта № 10-01.
Прозвучал ещё ряд докладов, посвящённых различным аспектам построения железнодорожных тарифов. В частности, к.э.н. Г.Е. Писаревский сделал доклад, посвящённый методике расчета провозных плат на оказание услуг по перевозкам грузов на железнодорожных транспортерах.

Заместитель директора Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ) д.э.н., профессор П.В. Куренков в своем выступлении рассказал о влиянии экспортно-импортного и транзитного тарифов на географию внешнеторговых грузопотоков и конкурентоспособность транспортной системы Российской Федерации, отметив в докладе, что по результатам проведённого исследования многие транзитные перевозки убыточны, так как транзитный тариф «в 4-5 раз ниже себестоимости».

к.э.н., доцент Государственного университета управления Т.М. Гайноченко сделала доклад, посвящённый эволюции теоретических взглядов на конкуренцию и антимонопольную политику.

С заключительным докладом на Тарифной конференции выступил Главный научный сотрудник Института систем- ного анализа (ИСА) РАН д.т.н., профессор Э.И. Позамантир. Его доклад, подготовленный совместно с Заведующим лабораторией ИСА РАН, д.э.н., профессором В.Н. Лившицем, был посвящен принципам формирования системы тарифов на услуги, предоставляемые ОАО «РЖД».


Всего прозвучало четырнадцать научных докладов по различным темам, связанным как с теоретическими, так и с прикладными аспектами тарифного регулирования. Материалы Крейнинских чтений размещены на сайте ИПЦ и РЕМ НИУ ВШЭ: https://ipcrem.hse.ru/presentation_Kreynin2018.
При обсуждении итогов Крейнинских чтений участники Тарифной конференции пришли к общему мнению о том, что добровольно сформировавшемуся Оргкомитету «Крейнинских чтений» целесообразно обратиться к руководству НИУ ВШЭ с инициативой о проведении в дальнейшем силами ИПЦ и РЕМ НИУ ВШЭ и других заинтересованных организаций ежегодных Тарифных конференций под брендом «Крейнинские чтения» ори- ентировочно во второй половине октября месяца, учитывая, что 23 октября – это день рождения выдающегося отечественного ученого-экономиста в области тарифообразования на железнодорожном транспорте, Абрама Владимировича Крейнина, который наряду с многими своими заслугами, был в том числе, много лет членом Редакционного совета, а также автором нескольких десятков публикаций в журнале «Бюллетень транспортной информации».

Несмотря на немалую интеллектуальную и физическую нагрузку, которую испытывали после 9-часовой работы (с тремя перерывами) участники Крейнинских чтений, осилившие всю их программу, по окончании Тарифной конференции были настроены весьма оптимистично, и с удовольствием сфотографировались на память о недаром потраченном дне. Расстались с надеждой на продолжение Крейнинских чтений в наступающем 2019 году.


Вы можете сделать заказ на получение полного текста этой и других статей.
Чтобы делать заказы, Вам необходимо зарегистрироваться.
Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте, то необходимо войти в авторизованный режим



Задайте вопрос, выскажите мнение по данной статье:
Текст сообщения * :
Ваше имя * :
Ваш e-mail * :
Код подтверждения * :
(напишите цифрами число)
двести шестьдесят четыре
* - Все поля обязательны для заполнения.
Публиковать Ваш e-mail в подписи к сообщению.
Присылать другие комментарии к данной статье Вам по e-mail.
Текущая информация О журнале БТИ Заказы отдельных статей и выпусков БТИ
Георгий Давыдов Библиотека БТИ Контакты
© 1995 - 2024, Георгий Давыдов, рефераты статей о перевозках всеми видами транспорта
Телефон: +7 915 278-02-37  E-mail: bti@natrans.ru
1